-
Мероприятия:
В рамках реализации проекта ШАГ 23 марта 2023 года проведен информационный час на тему «Гордость за Беларусь. Комфорт и уют для каждого»
Информационный час ШАГ на данную тему был для учащихся очень познавательным. Учащиеся ознакомились с развитием строительно-промышленного комплекса, жилищного строительства, системы жилищно-коммунального хозяйства. Жилищно-коммунальное хозяйство – наиболее близкая людям сфера, поскольку включает большинство сторон нашей повседневной жизни. В Беларуси развитие ЖКХ направлено на обеспечение повышения комфортности проживания и безопасности граждан, экономической эффективности оказания населению жилищно-коммунальных услуг. […]
«Гордость за Беларусь. Государственная система правовой информации» – единый день информирования
27 октября 2022 года прошел единый день информирования для учащихся колледжа в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» по теме «Гордость за Беларусь. Государственная система правовой информации» (об обеспечении реализации прав граждан и юридических лиц на получение полной, достоверной и своевременной правовой информации). Учащимся была предложена информация о государственной системе правовой информации. Также ребята узнали о Национальном […]
«Гордость за Беларусь. Выращено белорусами»
28 апреля 2022 года в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» был проведён кураторский час по теме «Гордость за Беларусь. Выращено белорусами» (о развитии сельского хозяйства). Ребята рассмотрели информационные блоки: «Сельское хозяйство Республики Беларусь – важнейшая отрасль экономики страны»; «За молодежью – будущее сельского хозяйства, будущее страны». Инициативная группа подготовила информационно-справочный материал по теме с использованием мультимедийной […]
«Гордость за Беларусь. Всегда на связи»
25 ноября 2021 года в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» учащиеся учебной группы №2 обсудили тему «Гордость за Беларусь. Всегда на связи» (о достижениях в области информационно-коммуникационных технологий). В ходе беседы, учащиеся узнали об истории возникновения стационарной и мобильной связи, обсудили какое место в жизни современного человека занимает Интернет и информационные технологии и как не стать […]
«Гордость за Беларусь. Образование во имя будущего страны»
23 сентября в колледже состоялся открытый диалог в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» на тему «Гордость за Беларусь. Образование во имя будущего страны». В обсуждении этой темы приняли участие учащиеся первого курса. Были рассмотрены вопросы о достижениях в развитии белорусского образования, вспомнили о наших неспортивных олимпийских звездах – победителях международных предметных олимпиад. Также учащиеся […]
«Беларусь и Россия: история становления и развития Союзного государства»
25 марта 2021 в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» в преддверии Дня единения народов Беларуси и России учащиеся обсудили тему: «Беларусь и Россия: история становления и развития Союзного государства». Учащиеся рассмотрели историческое прошлое, настоящее и перспективы развития отношений двух союзных государств, а также поделились интересными и полезными фактами о том, как отмечают […]
«В единстве народа – сила независимого государства»: открытый диалог с учащимися Бобруйского государственного технологического колледжа
24 февраля в рамках информационно-образовательного проекта «Школа активного гражданина» в колледже состоялась встреча учащихся группы № 1 с делегатом VI Всебелорусского народного собрания первым секретарём Бобруйской городской организации ОО «БРСМ» Анной Андреевной Дивиной. Анна Андреевна поделилась с учащимися эмоциями и впечатлениями от участия во Всебелорусском народном собрании, и рассказали об основных направлениях социально-экономического и общественно-политического […]
ШАГ 28 января 2021 года
28 января 2021 в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» Учащиеся обсудили тему: «Белорусская наука: в ногу со временем». Цель: расширить кругозор учащихся в области достижений отечественной науки. Для обсуждения учащимся были предложены следующие вопросы: Ежегодно в последнее воскресенье января в Беларуси отмечается День белорусской науки, официально установленный в 1993 году. Почему именно […]
«Я родным краем ганаруся і ведаю – я не адзін»
22 декабря 2020 года учащиеся группы 21 приняли участие в едином дне информирования по теме «Я родным краем ганаруся і ведаю – я не адзін» (достижения суверенной Беларуси в различных сферах общественной жизни, в том числе наши достижения за 2018–2020 гг., прошедшие в Беларуси под знаком Года малой родины). Ведущий познакомил учащихся с основными информационными […]
«Мы в современном медиапространстве: уважение, безопасность, достоверность»
26 ноября в рамках Школы Активного Гражданина учащиеся учебной группы №3 обсудили средства массовой информации (СМИ, или масс-медиа) которые представляют собой один из важнейших институтов современного общества, так как непосредственно влияют на формирование и эволюцию общественного сознания. За последние годы информационное пространство кардинальным образом изменилось. Ведущую роль стала играть сеть Интернет, которая выступает основным каналом […]
В рамках Школы Активного Гражданина учащиеся колледжа обсудили ценность мира и устойчивого развития.
Какова роль Беларуси в создании ООН? Почему молодежи важно рассуждать о целях устойчивого развития? И как знания о последствиях войн и важности сохранения мира влияют на национальное самосознание? Эти и многие другие вопросы обсуждались в Школе Активного Гражданина на текущей неделе. Основы деятельности ООН и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской […]
Школа Активного Гражданина
В рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» в колледже прошел единый день информирования по теме «Я – будущий избиратель». Перед учащимися выступила Дивина Анна Андреевна – первый секретарь Бобруйского городского комитета ОО «БРСМ». В ходе встречи были освещены следующие информационные блоки: «Выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва», «Молодёжный парламентаризм»
-
Информационно-образовательный проект «Школа активного гражданина» («ШАГ»)
Основная задача проекта – расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь, развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества, что позволит сформировать готовность учащихся в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и др.), самостоятельно принимать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия.
Занятия для учащихся VIII-XI классов в «Школе Активного Гражданина» в 2019/2020 учебном году будут проводиться в форме единых дней информирования с периодичностью один раз в месяц, каждый четвертый четверг (за исключением декабря и мая; смещение «ШАГа» на третий четверг в эти месяцы связано с зимними каникулами и мероприятиями, приуроченными к окончанию учебного года).
В течение учебного года пройдут девять единых дней информирования. Их последовательная реализация призвана содействовать формированию у молодых людей критического мышления, аналитических способностей и коммуникативных навыков, компетенции социального действия, понимания взаимосвязи между личной гражданской инициативностью и благополучием страны.
Информационные и методические материалы для проведения мероприятий «Школы Активного Гражданина» будут, как и в 2018/2019 учебном году, ежемесячно размещаться на Национальном образовательном портале adu.by в соответствующей тематической рубрике.
Обращаем внимание, что информацию о проведении единого дня информирования следует отражать на сайте учреждения образования.
При организации данного проекта рекомендуем использовать материалы статьи «Проект «ШАГ»: методический аспект» [Романовская, Л.А. Проект «ШАГ»: методический аспект / Л.А. Романовская // Выхаванне і дадатковая адукацыя. 2018. – № 12. – С. 10-11.], методические материалы, размещенные на Национальном образовательном портале.
-
Концепция проекта «ШАГ»
В соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2018/2019 учебном году» каждый четвертый четверг месяца для учащихся IX-XI классов будет организован единый день информирования под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – с приглашением государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления, депутатов, медийных персон. В течение учебного года каждое учреждение образования осуществит девять тематических ШАГов. Каждый ШАГ предполагает последовательное формирование знаний, умений, личностных качеств, убеждений, лежащих в основе гражданской компетентности.
В «Школе Активного Гражданина» формируется готовность учащихся в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и т.д.), готовность самостоятельно принимать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия. Основная задача – расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь, развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества.
Информационную поддержку данного мероприятия осуществляет Республиканское унитарное предприятие «Белорусское телеграфное агентство» (БелТА).
Структуру мероприятия составляют три взаимосвязанных содержательных блока:
ШАГ 1. «МЫ УЗНАЁМ». Целевая установка – информировать учащихся.
ШАГ 2. «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ». Целевая установка – развивать критическое мышление, умение анализировать полученную информацию, формулировать и высказывать собственные суждения по вопросам развития гражданского общества.
ШАГ 3. «МЫ ДЕЙСТВУЕМ». Целевая установка – формировать рефлексивные умения, понимание взаимосвязи между личной гражданской инициативностью и благополучием страны (компетенция социального действия).
В ходе реализации ШАГа 1 «МЫ УЗНАЁМ» ведущий ток-шоу (учитель, педагог-организатор, заместитель директора) информирует учащихся в соответствии с заданной темой. На данном этапе для участия в представлении информации можно привлечь учащихся (лидеров детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления). Рекомендуемое время реализации ШАГа 1 – 15 минут.
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» можно реализовать двумя способами. При наличии приглашенных гостей (представителей государственных органов власти, местных органов управления, депутатов) можно использовать технологию «100 вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии». Информация о данной технологии размещена на сайте Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/informatsionno-analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/index.php . В ходе общения с гостем учащиеся задают заранее подготовленные вопросы в фокусе темы единого дня информирования. Возможен вариант онлайн-встречи (при наличии технического обеспечения).
При отсутствии специально приглашенного гостя ведущий ток-шоу организует с учащимися обсуждение с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с основными блоками информации, представленной на первом этапе мероприятия. Рекомендуемое время реализации ШАГа 2 – 20 минут.
В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» учащиеся на основе анализа полученной информации делают выводы, делятся опытом деятельности по реализации социальных проектов и инициатив, вносят предложения по участию в общественной жизни своего региона, своей малой родины. Рекомендуемое время реализации ШАГа 3 – 10 минут.
-
Рекомендации по реализации республиканского информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» в 2023/2024 учебном году
В 2023/2024 учебном году в учреждениях общего среднего образования продолжится реализация информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» (далее – «ШАГ»). Основная задача проекта – создание условий для формирования нравственно зрелой, политически грамотной, социально активной личности, готовой к принятию ответственных решений, иными словами – активного гражданина.
О реализации проекта «ШАГ» для учащихся VIII–XI классов
При разработке идеи для проекта «ШАГ» в 2023/2024 учебном году решались задачи обеспечения активного включения учащихся в разработку содержания мероприятий, знакомства с современниками, в том числе деятелями белорусской науки, культуры и искусства, представителями органов государственного управления, силового блока, белорусами, внесшими вклад в развитие образования, медицины, спорта, промышленности, сельского хозяйства суверенной Беларуси, а также земляками, активными гражданами, тружениками, своим созидательным трудом ежедневно приумножающими благосостояние нашей страны, своего рода героями нашего времени.
Мероприятия проекта «ШАГ» в 2023/2024 учебном году пройдут под девизом «Родина моя Беларусь в лицах» (представлены в виде тематических блоков в приложении к данным рекомендациям).
Мероприятия проекта будут проводиться один раз в месяц в рамках информационного часа (каждый четвертый четверг месяца).
Национальный институт образования продолжит практику разработки информационно-методических материалов для реализации проекта. Материалы будут ежемесячно размещаться на национальном образовательном портале (https://vospitanie.adu.by/ Главная / Школа Активного Гражданина / ШАГ для VIII–XI классов: информационные материалы, презентации).
Логика поэтапной подачи и обсуждения информации сохранится, изменятся формы организации работы.
ШАГ 1 предлагается проводить в форме интеллектуальной игры «Мы узнаем». Цель игры – актуализировать имеющиеся у учащихся знания о развитии определенной сферы общественной жизни Республики Беларусь (в соответствии с темой), познакомить с ее лучшими представителями (республиканский уровень).
ШАГ 2 предполагает знакомство с земляками – представителями соответствующей сферы общественной жизни (региональный уровень).
Кандидатуры для знакомства и приглашения на мероприятия «ШАГа» определяются в учреждении образования в ходе предварительной подготовки совместно учащимися и учителями. При организации работы на данном этапе важно помнить, что не только высокие награды, звания и должности свидетельствуют о том, что вклад человека в развитие своей страны достоин высокой оценки. Ежедневный кропотливый добросовестный труд, активная гражданская позиция, любовь к своему делу, Родине, приверженность нравственным идеалам – то, что бесспорно можно отнести к характеристикам лучших белорусов.
ШАГ 2 может быть проведен с приглашением отобранных кандидатур в виде брифинга1 или с использованием сюжета телевизионного проекта «100 вопросов взрослому»2. При отсутствии такой возможности инициативная группа учащихся готовит презентацию, посвященную земляку (землякам) и представляет ее. Презентация может включать аудиоматериалы, видеосюжеты, в том числе снятые самими учащимися, с интервью, воспоминаниями, пожеланиями и т.д. Ведущий организует с учащимися обсуждение полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия.
В ШАГе 3 ведущий подводит итоги, организует рефлексию. Учащимся предлагается обсудить создание страницы виртуального альбома о своем земляке (земляках), знакомство с которым состоялось в ШАГе 2. Можно обсудить заранее подготовленные страницы альбома, внести предложения по участию в общественной жизни своего региона, своей малой родины.
__________
1 Брифинг – краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу.
2 В основе технологии проект «100 вопросов взрослому», который транслируется в эфире телеканала
«Беларусь 1». Это ток-шоу, в котором известные люди страны отвечают на вопросы детей.
3 Методический инструментарий классного руководителя : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Н.К. Катович [и др.] ; под ред. Н.К. Катович. – Минск : Национальный институт образования, 2020 – 192 с. : ил.).
Примерная тематика мероприятий проекта для VIII–XI классов в 2023/2024 учебном году
№№ пп | Дата проведения | Примерная тематика мероприятий |
1. | 28.09.2023 | «Родина моя Беларусь в лицах. От весёлых стартов до спортивных вершин» (о легендах и героях спорта, представителях профессий, связанных с физической культурой и спортом) |
2. | 26.10.2023 | «Родина моя Беларусь в лицах. Семья – начало всех начал» (о роли родителей в создании условий для разностороннего развития детей, значении семьи и семейного воспитания) |
3. | 23.11.2023 | «Родина моя Беларусь в лицах. В этой красе величавой есть доля труда моего» (о тружениках промышленности и сельского хозяйства) |
4. | 21.12.2023 | «Родина моя Беларусь в лицах. Хранители прекрасного» (о деятелях культуры и искусства) |
5. | 25.01.2024 | «Родина моя Беларусь в лицах. Славные имена в науке и образовании» (о деятелях науки, представителях системы образования) |
6. | 22.02.2024 | «Родина моя Беларусь в лицах. Защитники Отечества» (о сотрудниках Вооруженных сил, Пограничной и Таможенной службы, МЧС) |
7. | 28.03.2024 | «Родина моя Беларусь в лицах. Преданные делу и стране» (о государственных деятелях, представителях органов государственного управления) |
8. | 25.04.2024 | «Родина моя Беларусь в лицах. С заботой о здоровье» (о медицинских работниках) |
9. | 23.05.2024 | «Родина моя Беларусь в лицах. Итоги» |